Исследование: рынок пассажирских авиаперевозок отвечает на мировые вызовы

Как мировой и российский рынок авиаперевозок пассажиров пережил последние 10 лет после сильнейшего мирового кризиса 2008 года? Что еще мешало и что помогало рынку в эти годы? Этими вопросами задались аналитики компании Uniteller. Основные выводы читайте в исследовании.

Мировой рынок
Мировой рынок авиаперевозок пассажиров пережил кризис 2008 года снижением роста с 8,8% в 2007 году до 1,5% в 2008 году и падением количества пассажиров на 4% в 2009 году. Происходило и снижение наполнения самолета пассажирами. Так в 2008 году процент занятости кресел снизился до 76,5% с 2007 года, когда процент был 77,1%. А уже в 2009 году процент упал до 74,2%.

В целом можно отметить, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров практически выправился за два года и опять пошел в рост. Хотя докризисных темпов роста (2007 г. – 8,8%) так пока и не достиг. Основной причиной можно назвать ухудшение общей геополитической ситуации в мире, связанной с войнами на Ближнем Востоке.

Что касается прогнозов развития мирового рынка на 2018 год, то по прогнозам UNWTO (Всемирная туристическая организация) общий пассажиропоток авиакомпаний по всему миру в 2018 году может увеличиться на 10%. Основной причиной такого резкого роста рынка за последние 10 лет они считают глобальный экономический подъем, который отразится на высоком спросе на международный и местный туризм.
Аналитики компании Uniteller менее оптимистичны в своих прогнозах и считают, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров вырастет не более, чем на 7-8% в 2018 году.

Таким образом, можно ожидать, что мировой пассажиропоток к концу 2018 года составит 4,3-4,5 млрд. человек.

1.png
Источник: IATA, UNWTO

Российский рынок
Анализ российского сегмента авиа-пассажиропотока показал, что он был более чувствителен к происходящим за это десятилетие событиям.
Российский рынок также, как и мировой просел в кризис 2008 года: с 18,4% в 2007 году до 10,7% в 2008 году. Однако уже в 2009 году падение пассажиропотока оказалось гораздо более существенным, чем в целом по миру: -9,4% в России против -4% по миру.

В 2010 году рынок вырос на 26,3%, в основном за счет восстановления экономики (ВВП набрал положительную динамику +4,5% после -7,8% в 2009 году), за счет отложенного спроса на туризм, а также за счет вступления в силу федеральной программы по субсидированию авиаперелетов с Дальнего Востока. Программа вступила в силу в 2009 году, но свою мощь набрала именно в 2010 году, когда программой воспользовалось 327 тысяч человек. Позже к программе были добавлены Калининград и другие российские города. В 2014 году в программу был включен Крым.
В дальнейшем в 2011-2013 гг. рынок пассажирских авиаперевозок замедлил свои темпы роста до 12,6-15,5% в год. Основная причина – снижение темпов роста экономики. ВВП с 7,8% в 2010 году до 1,3% в 2013 году.

Существенные проблемы начались после введения санкций против России в 2014 году, а также после отмены всех рейсов на Египетские курорты с 7 ноября 2015 года. Максимальное снижение количества пассажирских авиаперевозок было достигнуто в 2016 году, когда спад составил -3,8%. В эти годы происходили большие перемены: снижение реальных доходов населения, переориентация турпоездок с внешних на внутренние.
В 2017 году на рынке авиаперевозок был отмечен взрывной рост – 18,6%. Было перевезено рекордное количество пассажиров – 105,1 млн. человек.

Эксперты считают причинами этого:
• Отложенный спрос.
• Укрепление рубля (на 11% в Евро и на 13% в USD), что положительно повлияло на международные перелеты.
• Увеличение посещения российских курортов россиянами – Сочи и Крым, как в летний, так и в зимний период для катания на горных лыжах.
• Увеличение доли полетов лоукостерами на 30%. Снижение цен на лоукостеры по России на 7%. Причина – отказ от перевозки багажа и от питания на борту.
• Открытие турецкого направления.

2.png
 Источник: ТКП, Росавиация, АКРА

Что касается прогнозов развития российского сегмента авиапассажироперевозок в 2018 году, то по оценкам АКРА он вырастет на 5,5% и составит 110,8 млн. человек. Главные причины:

• Открытие Турции и ожидаемое открытие Египта дополнительно увеличит пассажиропоток на 1,9% в том числе и за счет чартерных перевозок.
• Чемпионат мира по футболу даст прирост пассажиропотока примерно на 1,3%.
• Открытие аэропорта в Симферополе на 6,5 млн. пассажиров в год даст прирост турпотока в Крым на 20%.
• Открытие 3 мая 2018 года нового терминала «В» в аэропорту Шереметьево для внутренних авиалиний с пропускной способностью 20 млн. пассажиров в год.
• Поможет росту и развитие низкобюджетного сектора перевозок.
• Снижению международных перевозок в пользу внутренних будет способствовать ослабление рубля. Так, с декабря 2017 года рубль ослаб относительно Евро на 7,7%.
Ослабление рубля будет также положительно влиять на въездной туризм. В последнее время турпоток особенно растет из Китая. Причем иностранные туристы для экономии могут пересесть на российские авиалинии, отказавшись от иностранных.
• Существенного повышения цен на билеты не будет по причине высокой конкуренции среди авиаперевозчиков.
• Рост ВВП до 1,7%.
• Увеличение реальных доходов населения.
• Сохранение текущего уровня безработицы.

Если посмотреть на перспективу развития рынка до 2020 года, то эксперты АКРА не видят объективных причин для дальнейшего быстрого роста отрасли. Отмечается, что рост составит 2,4% в год. Основные факторы, которые приводят эксперты: рост зарплат и реальных доходов населения ожидается в пределах 1-3%, сохранение текущего уровня безработицы, позитивный общеэкономический фон, а также снижение процентных ставок на потребительские кредиты.

Аналитики компании Uniteller более оптимистичны в своих прогнозах по российскому рынку и считают, что на ближайшие 3 года ежегодный рост может составить 2,7-3%. Причины – повышение Всемирным банком прогноза по росту экономики России на 2018 год с 1,4% до 1,7%, а до 2020 года – до 1,8%. Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП к 2020 году до 2,3%. ИНП РАН ожидает рост реальных доходов жителей России на 6% в 2018 году, на 3% в 2019 и на 3,7% в 2020 году. Все это должно способствовать увеличению спроса населения на авиапоездки.

Путешественники переходят на онлайн-оплаты
Анализ данных компании Uniteller показал, что за прошедший год вдвое увеличилось число покупок туристических продуктов, совершенных онлайн, подсчитали аналитики российского процессингового центра Uniteller. Пользователи все чаще используют платежные онлайн-системы, и этот тренд не обошел стороной сегмент туристических услуг и авиаперелетов. Удобство и экономия времени утвердились в качестве основных движущих факторов, влияющих на развитие электронной торговли.

Алексей Богаткин, генеральный директор Uniteller
«В ближайший год онлайн-продажи путешествий и авиаперелетов увеличатся минимум вдвое, в связи со стремительным ростом числа активных пользователей Интернета, а также повышением доверия и лояльности к онлайн-покупкам»
Алексей Богаткин, генеральный директор
В стремлении нарастить объемы продаж, игроки рынка путешествий стараются привлечь пользователей не только с помощью выгодных предложений, но и инноваций. В 2017-м году каждая пятая покупка, совершенная онлайн, оплачивалась с помощью смартфона, а среди молодых людей в возрасте до 25 лет телефон уже стал самым популярным инструментом для онлайн-шопинга. Несмотря на распространение онлайн-модели потребления туристических услуг, существенного роста среднего чека, напротив, не наблюдалось, он составил 13%. Это объясняется стремлением компаний, предлагающих туристические продукты, сдерживать цены в кризис, а также все большим распространением технологии динамического пакетирования.
15.05.2018